Статья 8416

Название статьи

ЛИРИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ А. АХМАТОВОЙ В АКУСТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ                        

Авторы

Тамахина Екатерина Юрьевна, аспирант, Ставропольский государственный педагогический институт (Россия, Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Ленина, 417а), kat19881501@yandex.ru

Индекс УДК

82-1

DOI

10.21685/2072-3024-2016-4-8

Аннотация

Актуальность и цели. Акустическая сфера лирики А. Ахматовой – малоизученный аспект в канве общего исследования творчества поэта. Поэтому актуальность работы обусловлена и малой освоенностью материала, и ценностью изучения акустики для лучшего понимания лирического субъекта А. Ахматовой. Цель работы – через анализ слуховых образов и переживаний установить их роль и функции в отдельных произведениях любовной тематики; восстановить психологические черты и состояние лирического субъекта.
Материалы и методы. К исследованию привлекаются более 30 стихотворений, в основном из ранней лирики. Наблюдения группируются и систематизируются в отдельные тематические блоки, расположенные в логической последовательности.
Результаты. На основе анализа стихотворений автора отмечается, что акустические образы и впечатления встречаются во многих произведениях А. Ахматовой, играют важную роль в их структуре, раскрывают и доносят смыслы, которые нельзя извлечь из анализа других элементов стиха поэтессы.
Выводы. Делаются выводы о том, что звуковое начало в лирике Ахматовой помогает создать единую картину, фиксирующую переживания лирического субъекта; слуховые образы транслируют наиболее значимую информацию о мире, передают сокровенное знание, недоступное непосвященным; акустическая среда может создавать эмоциональный фон стихотворения, указывать на взаимоотношения героев; нанизывание аудиальных впечатлений – один из приемов построения текста, при котором акустический код становится ключом к его пониманию; акустические сигналы также могут быть метонимическим выражением иных эмоций и ощущений: тоски, любви, боли.

Ключевые слова

любовная лирика, лирический субъект, героиня, слуховой образ, аудиальные впечатления

 

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Ахматова, А. А. Сочинения : в 2 т. / А. А. Ахматова. – М. : Художественная литература, 1986. – Т. 2: Проза, переводы. – 463 с.
2. Ахматова, А. А. Собрание сочинений : в 2 т. / А. А. Ахматова. – М. : Правда, 1990. – Т. I. – 448 с.
3. Кац, Б. Звук и искусство звука среди мотивов ахматовской поэзии / Б. Кац, Р. Тименчик. – URL: http://www.akhmatova.org/bio/kats_tim/ocherk2-1.htm
4. Меньхерт, А. О смысле предметности у А. Ахматовой. Анализ стихотворения «Вечером» / А. Меньхерт // Slavica tergestina / ed. by Mila Nortman, Laura Rossi, Ivan Verč. – Trieste : EDIZIONI LINT TRIESTE, 1994. – № 2. – С. 71–90.
5. Ахматова, А. А. Собрание сочинений : в 2 т. / А. А. Ахматова.– М. : Правда, 1990. – Т. II. – 432 с.
6. Щеглов, Ю. К. Черты поэтического мира Ахматовой / Ю. К. Щеглов. – URL: http://novruslit.ru/library/?p=17
7. Павловский, А. И. Анна Ахматова. Жизнь и творчество / А. И. Павловский. – М. : Просвещение, 1991. – 192 с. – URL: http://www.akhmatova.org/bio/ap2.htm
8. Цивьян, Т. В. Ахматова и музыка / Т. В. Цивьян / Russian Literature. – 1975. –№ 10/11. – С. 33–57

 

Дата создания: 27.12.2016 13:36
Дата обновления: 11.04.2017 13:37